Значение трудового воспитания в развитии школьника. Трудовое воспитание школьников. Цели и проблемы трудового воспитания в современной школе. Эксплуатация или благо

Введение

Глава 2. Практическая часть

Заключение

Введение

Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека.

Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения.

В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

Из этой цели возникают следующие задачи:

1) Выявление сущности личности

2) Изучение появления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния, психологические свойства личности

3) Познать законы формирования личности.

Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем.

Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понимание значимости культуры.

К.Д. Ушинский считал, что совершенствование воспитания значительно раздвинет пределы развития личности. «Мы уверены, - писал он, - что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил; физических, умственных и нравственных.

Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, умственного, аскетического воспитания, а так же трудового.

Вся эта работа начинается еще в школьном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Значение труда в развитии личности общепризнанно.

Психолог А.Ф. Лазурецкий первым разработал и применил для изучения личности естественный эксперимент. Он считал, что личность ребенка, отношение его к людям, природе, работе, самому себе, можно исследовать исключительно в естественных условиях впроцессе труда.

Томас Мор внес идею о воспитании молодого поколения в соединении обучения с трудом.

Франсуа Рабле стремился дать образование во время экскурсий и прогулок. Обращал внимание на самостоятельное мышление, творчество и активность. Можно сделать вывод, что еще в феодальном обществе выступали за полноценное физическое, нравственное и эстетическое воспитание.

Актуальность темы данной курсовой работы можно сформулировать следующим образом: приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение трудового воспитания как одного из важнейших аспектов развития личности.

Цель курсовой работы обусловливает решение следующих задач:

Охарактеризовать труд и всестороннее развитие личности;

Проанализировать психологические аспекты трудового воспитания школьников;

Раскрыть на примере проведения классного часа реализацию трудового воспитания в средней школе.

При написании курсовой работы была использована различная литература: как учебные пособия различных авторов, так и монографические издания и журналы. А именно была использована литература следующих авторов: И.П. Подласый, Бордовская Н.В., А.А. Реан и др.

Глава 1. Трудовое воспитание школьников

1.1 Труд и всестороннее развитие личности

Как уже упоминалось выше, значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают как главные условия развития психики человека?

Возможности для этого развития содержаться уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, воплощены познанные человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека.

Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.

Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.

Важной производной этих социально-психологических факторов является формирование ответственности за результаты труда коллектива, Исследования показали, что большинство старшеклассников - членов бригад готовы отвечать за результаты труда своего звена.

Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда являются важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности.

Вторым условием развития психики человека пол влиянием труда является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью старших - обучением и воспитанием.

Деятельность воспитателя является третьим условием развития психики в процессе труда.

Во все видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективно. Н в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов.

В психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается тем, на сколько высоки результаты ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде.

Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.

Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.

Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические.

В процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств.

Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка, развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей.

Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.

Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего труд учащихся отличается от труда взрослых тем ради чего он организован. Детский труд организовывается прежде всего с воспитательными целями.

Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому от каждого участника требуется умение взаимодействовать. Следовательно, школьники должны включаться в общественное производство. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество.

Как показывают наблюдения выпускники учебных заведений практически и психологически не готовы к участию в производственному труду. Главное, чтобы труд учащихся был непосредственно связан с производством. Школьники должны выполнять посильные заказы производства.

Благодаря такому подходу у учащихся труд приобретет более высокое значение, создаются условия для формирования общественно ценных мотивов деятельности.

Так как этот вид деятельности не тождественен ни учебной деятельности, ни трудовой деятельности взрослых то мы условно выделяем ее как учебно-трудовую. В старших классах этот вид деятельности должен являться ведущей. С этой целью в старших классах программой предусмотрено профессиональное трудовое обучение. Ребенок, после окончания школы, уже может иметь специальность, что дает ему предпосылки для быстрой адаптации на производстве.

1.2 Психологический аспект трудового воспитания школьников

Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке.

В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребенка на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда школьника, более полно использовать резерв его личности, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность. О возможностях психологии в области трудового обучения и воспитания многое говорит сам перечень изучаемых ею проблем. Назовем некоторые из них.

Прежде всего здесь следует выделить проблему главного психологического “ядра» в трудовой подготовке школьников. Такое “ядро", как показали исследования Т.В. Кудрявцева, Э.А. Ферапоновой и других психологов, составляют формирование общетрудовых умений интеллектуального характера, умение выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческих способностей и других качеств личности, важных для профессионального самоопределении школьников. Поскольку творчество является наиболее значительным проявлением человека, психологи ищут оптимальные пути и способы приобщения школьников к творческому труду.

Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду, как главной ценности.

Много внимания психологи уделяют изучению психологического содержания трудовой деятельности профессионалов и составлению на этой основе профессиограмм.

Во многих случаях психологические знания используются с эвристическими целями для объяснения механизмов эффективности тех или иных способов обучения и воспитания для предсказания результатов их применения. В качестве такого механизма могут выступать мотив, потребность, интерес, самооценка.

Многие психологические знания используются в целях объединения психологически сходных трудовых целей и способов действия, а также способов обучения и воспитания.

Педагогу необходимо усвоить общие закономерности развития личности. Личность формируется под влиянием воспитания, социализации и самовоспитания. Личность - результат взаимодействия внешних влияний с внутренними условиями индивидуума, к которым относятся его направленность, способности, характер и другие личностные свойства.

PAGE_BREAK--

Познакомимся с тем, как психологи исследуют психологическое содержание трудового воспитания, в частности, формирование всесторонне развитой личности средствами труда. По каким показателям судит психолог об изменениях, происходящих в облике личности под влиянием труда? Прежде всего по действиям и поступкам человека, по изменению производительности его труда, по отношению к труду, к своему коллективу, по сдвигам в его потребностях, интересах, самооценке и притязаниях

Психика работающего человека, особенно его отношение к труду, очень заметно проявляются в продуктах его деятельности. Как школьник реагирует на неудачи и успехи в труде, на оценку качества его работы, когда его личные интересы сталкиваются с общественными.

Наиболее распространенными методами исследования психологических проблем трудового воспитания являются наблюдения, эксперимент, опрос, тесты. С помощью наблюдений изучаются важные в любом виде труда черты характера: внимательность, самостоятельность, аккуратность и ряд других. Используется оно также для исследования взаимоотношений в детском коллективе.

Богатым источником психологических знаний является эксперимент. Однако его использование связано большими трудностями. во-первых, изменения в личности происходят постепенно, а исследователь не всегда располагает временем. Во-вторых, изменения в личности являются функцией не одного, а многих факторов, действующих в условиях трудового воспитания.

В результате проведенного эксперимента было установлено, что общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интерес детей к труду. Другой разновидностью эксперимента является разработанная методика самооценивания через сравнение себя с другими. Результаты этого сравнения человеку не безразличны: он ими доволен или не доволен, успокаивается или начинает беспокоиться.

Эту методику применяли для изучения отношения испытуемого к своим достижениям в трудовой деятельности, а также для выявления сдвигов в этом отношении при переходе к другим видам деятельности, например, от учебной к трудовой. Для этого испытуемым предлагается сравнивать свои успехи с успехами других учащихся.

Таким образом, каждый оценивал не только других, но и самого себя, так как одних учащихся он располагал впереди себя. Но это самооценивание проводится не прямо, а косвенно. На основе ответов испытуемых затем определяются ранговые места испытуемого по самооценке.

Для выявления основных тенденций в исследуемом поведении (например, типичных мотивов трудовой деятельности или выбора профессии, престижности различных профессий среди детей одного и того же возраста и др.) широко используется анкетирование, успех которого зависит от компетентности составителя анкеты в изучаемой проблематике. Например, при изучении основных мотивов трудовой деятельности старшеклассников с помощью закрытой анкеты составляют перечень наиболее распространенных побуждений к труду. Для этого изучается литература по психологии детского труда. В анкете предусматривается возможность самостоятельного ответа по заданному вопросу.

В ряде случаев в анкету включается шкала полярных баллов, которая требует оценки привлекательности для опрашиваемого того или иного условия труда или профессии.

Предлагаемая шкала: “очень нравится” - “6", “нравится" - “5", “больше нравится, чем не нравится” - “4"; “больше не нравится, чем нравится” - “3"; “не нравится” - “2"; “очень нравится” - “1".

При анкетировании очень важно обеспечить искренность ответов опрашиваемых. Это достигается продуманным инструктажем, в котором называется цель исследования и его научная важность, а также гарантируется конфиденциальность.

Но недостатком анкет является то, что полученные с их помощью данные допускают дифференцированного анализа, что не позволяет соотнести ответы с реальным поведением испытуемых, проверить достоверность их ответов.

Для психологического изучения личности школьника широко применяется метод обобщения независимых характеристик, предложенный психологом К.К. Платоновым. Он предусматривает сбор и обобщение сведений о личности, получаемых различными лицами при наблюдении за ней в различных видах деятельности. В различных условиях общие свойства и качества личности (моральные качества, черты характера, темперамент) проявляются по-разному, поэтому сведения собираются от различных лиц. Оценки этих людей будут различны. Это является достоинством данного метода, позволяющим более полно охарактеризовать личность, определить ей зону ближайшего развития, спроектировать ей дальнейшие пути развития.

Для изучения направленности личности, ее мотивов, интересов, склонностей иногда применяют проективный метод (тест на завершение незаконченных предложений, изображений и др.).

В основе этих методик лежит несознательная склонность человека к проекции, то есть к приписыванию другим людям черт, стремлений, интересов волнующих его самого. Так испытуемому предлагается картинка с изображенными на ней предметами, действующими лицами. Ситуация не определена. Испытуемому предлагается рассказать, что по его мнению, было до этого, происходит сейчас, что будет в дальнейшем. По его высказываниям можно судить о мотивах.

Преимущество этих методик заключается в том, что во время их применения снижается смущение, настороженность испытуемого благодаря чему он максимально вовлекается в эксперимент. Недостаток - трудность в истолковании результатов.

Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а лишь при определенной организации труда школьников.

Под организацией труда понимается его упорядочивание, придание ему планомерности. Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется, эстетическое и физическое.

Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него требуется быть примером, изучать сильные и слабые стороны своих учеников, организовывать деятельность и многое другое.

Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявление тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников.

В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.

Глава 2. Практическая часть

С 11.02.09. по 29.04.09 я находилась на психолого-педагогической практике. Местом прохождения практики была школа № 1 г. Стерлитамака. На время прохождения практики за мной был закреплен класс 8 «Б». в данном классе обучаются 28 человек. Из них: мальчиков - 11, девочек - 17.

Во время практики мной было проведено 2 классных часа, на тему: «Славен человек трудом» и Тестирование на профессиональную ориентацию".

Классный час

На тему «Славен человек трудом»

Есть в труде глубокое познанье,

Как в академических томах:

По былинке, по ее качанью,

Пахари пророчат о громах,

Рыбаку не водная ль утроба

Лунные повадки выдает?

Любопытство - древняя учеба

Все науки двигает вперед.

Но ведь воля, чувства и мышленье,

Друг для друга действовать спеша,

Создают то самое явленье, Что звалось по-старому душа.

Значит, если мыслить без рутины,

Ясно, что душа и труд - едины.

И затем еще одно, пожалуй...

Хочется создать мне иногда!

Красота берет свое начало.

Всё", на что я, мастер, посмотрю,

Приобщается великой тайне:

В мире все, чего коснется труд

Обретает душу и дыханье.

И. Сельвинский

Вся жизнь человека наполнена трудом. Русские пословицы, вобравшие за сотни лет народную мудрость, во главе всего ставят работу и труд.

Даже самую маленькую рыбку «без труда не вынешь из пруда».

«Без труда нет добра», «Будешь трудиться, будешь кормиться», «Все надоедает, кроме работы», «Дело мастера боится», «Занятого человека и грусть-тоска не берет», «Каков мастер, такова и работа», «Кто любит трудиться, тому на месте не сидится», «Не то забота, что много работы, а то забота, как нет работы», «Рукам - работа, душе - праздник», «Руки делают, а голова отвечай», «Скучен день до вечера, когда делать нечего».

Важнейшая сторона жизни человека отображена в этих коротких высказываниях. Главная мысль заключается в том, что все на свете добывается трудом.

Молодые сегодня будто и понятия не имеют об этом. Слова «рабочий», «труд», труженик" совсем исчезли лексикона. Не звучат они и в средствах массовой информации. Зато с экранов телевизоров настойчиво твердят: " Бери от жизни все!". И если, к примеру, тебе в жару хочется пить, кричи об этом на весь белый свет, бей стекла.

У молодежи в ходу слова «бабки», «баксы», телевизионные игры предлагают «выиграть миллион», «сорвать куш», отхватить кусок лакомого пирога.

Понятие «труд» имеет две стороны: отношение к труду и взаимоотношения участников совместной работы. «Только тот, кто с детства знает, что труд есть основа жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что у него найдется воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн).

Один наставник говорил своему ученику: «Ты на труд привык смотреть как на наказание. Так ты всю жизнь можешь превратить в каторгу. Приучай себя смотреть на дело, относиться к делу с удовольствием, вглядывайся в него, осваивай его, и оно отблагодарит тебя, смысл жизни придаст!»

При постройке Шартрского собора во Франции трем разным рабочим задали один вопрос: что ты здесь делаешь? Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!» Второй ответил: «Деньги зарабатываю для семьи». А третий заявил: «Я строю Шартрский собор!».

Именно отношение к труду, а не профессиональные навыки или врожденные способности являются самым верным показателем цельности личности человека, его жизненной активности.

Единое счастье - работа,

В полях, за станком, за стадом

Работа до жаркого пота,

Работа без лишнего счета

Часы за упорным трудом.

Посеянный хлеб разойдется

По миру; с гудящих станков

Поток животворный польется;

Печатная мысль отзовется

Во глуби бессчетных умов.

Работай! Незримо, чудесно

Работа, как сев, прорастет,

Что станет с плодами, - безвестно

Но благостно влагой небесной

Труд всякий падет на народ.

Великая радость - работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета

Все счастье земли - за трудом!

В. Брюсов

Радость труда не сравнима ни с какими другими радостями. Радость труда - это красота бытия. Познавая ее, человек испытывает чувство собственного достоинства, гордость оттого, что смог создать что-то своими руками.

Известный американский художник Рокуэлл Кент сказал о себе: «Я осваивал целый ряд профессий. По мере того как я их постигал, я рос как человек, и тем самым возрастала моя способность видеть и познавать жизнь».

«Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни» (Л. Толстой).

«Свободный труд нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства» (К. Ушинский).

Презрен тот, кто любит жить в безделье.

Мужчина тот, кто думает о деле.

Цель достигают люди лишь трудом.

Ленивый муж достичь не может цели.

Амир Хосров

Лежит дорога к счастью через труд.

Пути иные к счастью не ведут.

Абу Шукур

Богатство лишь в трудах приходит к нам всегда,

Но все богатства - прах пред радостью труда.

Фирдоуси

Будь беспокойным! Бойся без волнений,

Без трудностей прожить и без забот:.

Тебя в болото праздности и лени

Покой неотвратимо засосет.

Ты плесенью покроешься, коростой,

Тебя источит раньше срока ржа,.

Самовлюбленной сделается, черствой

Твоя душа, покоем дорожа.

Будь беспокойным! Не считай отрадой,

Благополучья собственного рай.

Ошибайся!

И снова все сначала начинай. -

Не так легко, не так все это просто.

Но пусть в тебе горит огонь живой

Жестокого, святого недовольства

до самой крышки гробовой.

В. Алатырцев

Бездеятельная жизнь опасна тем, что служит средой для самых разных пороков.А.П. Чехов сказал: «Праздная жизнь не может быть чистой»

«Праздность и ничегонеделание ищут порочности и влекут ее за собой» (Гиппократ).

«Праздность больше всех пороков ослабляет мужество» (Ш. Монтескье).

Известный педагог В.А. Сухомлинский считал, что трудовое воспитание - это гармония трех понятий: НАДО, ТРУДНО, ПРЕКРАСНО.

Хочу, друзья мои, признаться,

Что я люблю на склоне дня

Своим трудом полюбоваться,

Когда он радует меня.

Любуюсь, скинув с плеч рубаху,

Чуть охладив рабочий пыл,

Простым гвоздем, который с маху

Одним ударом вколотил.

Любуюсь струганной доскою,

Рубанок мой держа в руке.

Любуюсь точною строкою,

Впритирку пригнанной к строке.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Я говорю себе при этом,

Я говорю другим всегда:

В любой работе будь поэтом

Во славу общего труда.

Но чтоб собой не упиши ься,

Умей, признанья не тал.

Чужой работой любовался, Как будто бы она - твоя.

Жизнь человеческая очень i-. i Предел человеческой жизни, как Аристотель, - 26 250 дней. Время единственная вещь, которую нельзя во, i-p; обратно при всем желании. Ее i ь л которых время обременяет, и oj-iii не ют, куда его девать. «Жизнь дол. и, она полна» (Сенека).

Пока в пространстве

кружится планета,

На ней - пропахшей

солнцем - никогда

Не будет дня, чтоб не было

рассвета.

Не будет дня, чтоб не было

Р. Рождественский

Классный час

«Тестирование на профессиональную ориентацию школьников»

Мной был проведен классный час, целью которого было выяснение профессиональной ориентации школьников с помощью тестирования.

ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инструкция. 1) Возьмите чистый лист бумаги и разграфите его на пять колонок: I - «человек-природа», II - «человек-техника», III - «человек - знаковая система», IV - «человек - художественный образ», V - «человек-человек».

2) Читайте по порядку утверждения, и если вы соглашаетесь с ними, то со знаком "+" выписывайте цифру, указанную в скобках, в соответствующую колонку на вашем листе(номер колонки указан римскими цифрами). Если не соглашаетесь, то выписывайте цифру со знаком" -". Например: «Я охотно и подолгу могу что-то мастерить, чинить» (П-1). Если вы с этим утверждением не согласны, то в колонку II («человек-техника») записывайте себе "-1". Если вы не можете ответить определенно, то вообще цифру не выписывайте.

3) Ответив таким образом на 30 утверждений, подсчитайте суммы выписанных цифр (учитывая «плюсы» и «минусы») в Каждой из колонок. Наибольшие положительные суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий, наименьшие (а тем более отрицательные суммы) - неподходящим профессиям.

Утверждения.

1) Легко знакомлюсь с новыми людьми (V-1).

2) Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить (П-1).

3) Люблю ходить в музеи, театры, художественные

выставки (IV-1).

4) Охотно и постоянно слежу иухаживаю за растениями и животными (1-1).

5) Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать,

решать задачи, чертить (Ш-1).

6) Охотно помогаю старшим по уходу за животными и

растениями (1-1).

7) Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чем-то (V-1).

8) Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах (Ш-1).

9) То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей, старших (П-2).

10) Старшие считают, что у меня есть способности К определенной области искусства (IV-2).

11) Я. охотно читаю о растительном и животном мире (1-1).

12) Активно участвую в художественной самодеятельности (IV-1).

13) Охотно читаю об устройствах механизмов, машин, приборов (П-1).

14) Охотно разгадываю кроссворды, головоломки, ребусы, трудные задачи (Ш-2).

15) Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими (V-2).

16) Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой (П-2).

17) Результаты моего художественного творчества одобряют даже незнакомые люди (IV-2).

18) Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными (1-2).

19) Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли вписьменной форме (III-2).

20) Я почти никогда не ссорюсь (V-1).

21) Вещи, сделанные мной, одобряют и незнакомые люди (И-1).

22) Без особого труда усваиваю ранее незнакомые или иностранные слова (III-1).

23) Мне часто случается помогать незнакомым людям (V-2).

24) Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т.п.) (IV-1).

25) С большим интересом читаю об охране природной среды, леса, животных (1-1).

26) Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов (II-1).

27) Мне обычно удается убедить сверстников в том, что нужно делать так, а не иначе (V-1).

28) Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения (1-1).

29) Без особых усилий и охотно разбираюсь в схемах, графиках, чертежах, таблицах (III-2).

30) Пробую свои силы в живописи, музыке, поэзии (IV-1).

Краткое описание типа профессии.

I . «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа». Объектами труда для представителей большинства этих профессий являются:

1) животные, условия их роста, жизни;

2) растения, условия их произрастания. Специалистам вэтой области приходится: а) изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог); б) выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод); в) проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы). Психологические требованияпрофессий этого типа к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются но прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т.п.

II . «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».

1) ссозданием, монтажом, сборкой технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

2) с эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

3) сремонтом технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Одно и то же техническое устройство может быть предметом труда для разных специалистов, например, см в табл.2.1

Таблица 2.1

Техническое устройство

Монтаж, сборка

Эксплуатация

Станок с числовым программным управлением

Слесарь механосборочных работ

Оператор станков с ЧПУ, наладчик стан ков с ЧПУ

Слесарь по ремонту промышленного оборудования

Энергетическая установка

Электромонтажник

Оператор электропульта

Слесарь по ремонту электрооборудования

Радиомонтажник

Радиотехник

Слесарь по ремонту радиоаппаратуры

Фотокино аппаратура

Слесарь-сборщик кинофотоаппаратуры

Киномеханик, фотограф

Слесарь по ремонту Кинофотоаппаратуры

Психологические требованияпрофессий «человек-техника» к человеку: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

III . «Человек - знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматьсяпрограммированием, экономикой или статистикой ит.п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек - знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информациии различается по особенностям предмета труда. Это могут быть:

1) тексты на родномили иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

2) цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

3) чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологическиетребования профессий этого типа к человеку: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

IV . «Человек - художественный образ». Большинство профессий этого типа связано:

1) с созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

2) с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

3) с размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требованияпрофессий этого типа к человеку: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V . «Человек-человек». Большинство профессий этого типа связано:

1) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

2) с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня);

3) с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

4) с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

5) с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий). Многие должности: директор, бригадир, начальник цеха, профсоюзный организатор связаны с работой с людьми, поэтому ко всем руководителям предъявляются те же требования, что и к специалистам профессий типа человек-человек".

Психологические требованияпрофессий этого типа к человеку стремление к общению; умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнения другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами: развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

Проведенное тестирование школьников показало следующие результаты:

1. «Человек - природа»

Мальчики - 0.

Девочки - 6

2. «Человек - техника»

Мальчики - 5.

Девочки - 2.

3. «Человек - знаковая система»

Мальчики - 2.

Девочки - 3

4. «Человек - художественный образ»

Мальчики - 1

Девочки - 0

5. «Человек - человек»

Мальчики - 3.

Девочки - 6.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что

Заключение

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте.

Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. В следствии коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Главными задачами трудового воспитания являются:

Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано как с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключая ее.

Список использованной литературы

Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. - Спб.: Нева, 2007г.

Платонов К.К. Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности. - М.: Вега, 2008 г.

Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. - М.: ИНФРА - М, 2007.

Как уже упоминалось выше, значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают как главные условия развития психики человека?

Возможности для этого развития содержаться уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, воплощены познанные человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека.

Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.

Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.

Важной производной этих социально-психологических факторов является формирование ответственности за результаты труда коллектива, Исследования показали, что большинство старшеклассников - членов бригад готовы отвечать за результаты труда своего звена.

Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда являются важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности.

Вторым условием развития психики человека пол влиянием труда является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью старших - обучением и воспитанием.

Деятельность воспитателя является третьим условием развития психики в процессе труда.

Во все видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективно. Н в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов.

В психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается тем, на сколько высоки результаты ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде.

Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.

Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.

Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические.

В процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств.

Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка, развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей.

Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.

Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего труд учащихся отличается от труда взрослых тем ради чего он организован. Детский труд организовывается прежде всего с воспитательными целями.

Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому от каждого участника требуется умение взаимодействовать. Следовательно, школьники должны включаться в общественное производство. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество.

Как показывают наблюдения выпускники учебных заведений практически и психологически не готовы к участию в производственному труду. Главное, чтобы труд учащихся был непосредственно связан с производством. Школьники должны выполнять посильные заказы производства.

Благодаря такому подходу у учащихся труд приобретет более высокое значение, создаются условия для формирования общественно ценных мотивов деятельности.

Так как этот вид деятельности не тождественен ни учебной деятельности, ни трудовой деятельности взрослых то мы условно выделяем ее как учебно-трудовую. В старших классах этот вид деятельности должен являться ведущей. С этой целью в старших классах программой предусмотрено профессиональное трудовое обучение. Ребенок, после окончания школы, уже может иметь специальность, что дает ему предпосылки для быстрой адаптации на производстве.

Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а лишь при определенной организации труда школьников.

Под организацией труда понимается его упорядочивание, придание ему планомерности. Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется, эстетическое и физическое.

Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него требуется быть примером, изучать сильные и слабые стороны своих учеников, организовывать деятельность и многое другое.

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь школьникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии. В своём сообщении я раскрываю задачи и содержание трудового воспитания, формы, методы и его особенности в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание школьников.

Задачи и содержание трудового воспитания

Труд ребенка, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности.

Кроме обучающей функции, труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.

Трудовое воспитание – это важнейшая предпосылка всестороннего гармонического развития личности ребенка.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

Формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

Развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

Воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

Вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Формы трудового воспитания

Система трудового воспитания должна использовать все формы и методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад коллектива в развитии общественного богатства, выработку отношений товарищества и взаимопомощи, непримиримость к тунеядству.

1 Поэтому наиболее важным является определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение формы подведения результатов и выполнения.

4 Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.

Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях:

1 Труд учащихся должен быть общественно полезным трудом. Школьник должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу.

2 Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Школьник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. Здесь очень важно на деле знакомить школьника с общественным назначением цели его труда, показать ученику кому нужен его труд. Но если школьники не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они работают по принуждению, неохотно.

3 Труд школьника должен быть коллективным. Коллективный труд – это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение в интересах коллектива. Именно в коллективе формируются и проявляются нравственные качества каждого труженика. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному человеку, дает возможность школьникам приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности.

4 Труд школьника должен быть инициативным. Желательно, чтобы он был творческим, предоставлял школьникам возможность проявить инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью занимаются им школьники.

5 В труде должны применяться различные формы самоуправления, самоорганизации и самодеятельности. Самокоординация помогает развивать самостоятельность, навыки руководства и подчинения, творческую инициативу, чувство ответственности.

6 Труд школьников должен быть посильным для них. Если труд непосилен, то он угнетающе действует на психику и ученик может потерять веру в себя, отказываясь выполнять даже посильную работу.

7 При возможности труд школьников должен быть увязан с их учебной деятельностью. Взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их практической трудовой деятельностью.

8 Совершенно недопустимо наказание школьников трудом. Труд воспитывает тогда, когда он не является для школьника принуждением, наказанием. В воспитательных целях можно наказывать школьника лишением права трудиться в коллективе и с коллективом.

9 Необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.

В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступают такие показатели:

1 как высокая личная заинтересованность и производительность труда, и отличное качество продукции,

2 трудовая активность и творческое,

3 рационализаторское отношение к процессу труда,

4 трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина,

5 нравственное свойство личности – трудолюбие.

Особенности трудового воспитания в начальной школе

Цель и задачи трудового воспитания

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.

Поэтому цель школьного трудового воспитания направляется на воспитание психологической и практической готовности школьников к труду

Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1) осознание целей и задач труда;

2) воспитание мотивов трудовой деятельности;

3) формирование трудовых умений и навыков.

Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности - способности к труду.

Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.

Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.

Формирование отношения к результату труда имеет особое значение для развития у младших школьников аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам человеческого труда.

Изменяется и структура трудового образования. Она становится комплексной, включает представления о технике и технологии, умения решить практические задачи, достигать качественных результатов. Особенно высоко должен быть оценен творческий подход в решении нестандартных задач, стремление повысить технико-экономические и социальные показатели производства.

Изменения в классно-урочной деятельности по трудовому воспитанию обусловливают перестройку внеклассной и внеурочной воспитательной деятельности. Она становится личностно-ориентированной, максимально полезной человеку и обществу. В практику работы классных руководителей проникают активные воспитательные дела трудовой направленности, вызванные к жизни социально-экономическими процессами. Среди трудовых воспитательных дел есть традиционные и новые формы: вахта труда, праздник труда, выставка поделок, генеральная уборка, гуманитарная помощь, озеленение и благоустройство школы, турнир умельцев (помощниц мам, членов кружка «Умелые руки»), неделя добрых дел, город веселых мастеров, косметический ремонт школы, акт добровольцев, шефская помощь, зоны заботы, разведка полезных дел, трудовой десант, ремонтная школьная бригада и д.

Методы трудового воспитания в начальных классах

В процессе трудового воспитания младших школьников выделяют три группы методов воспитания сознательной дисциплины:

Методы формирования сознания личности.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Первый этап правильно организованного воспитания - знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса - формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании следующих методов: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример .

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.

Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения.

Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся.

Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности – упражнение. К этой группе относят: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации .

К третей группе методов стимулирования относятся: поощрение, наказание, соревнование.

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь школьникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии

Учащиеся познают в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний.

Очень важна организация коллективного труда, объединяющего интересы школьников, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь, коллективное творчество в труде, устанавливать взаимозависимость и согласованность в труде, атмосферу высокой моральной и материальной ответственности, критики и самокритики.


Педагогическая статья на тему: «Трудовое воспитание»

Автор: Тимолянова Ольга Викторовна, учитель математики.
Место работы: МБОУ ТСШ №2, с. Топчиха Топчихинского района

Описание материала: Данная статья будет полезна всем родителям и учителям начальных классов, учителям среднего звена. Здесь говорится об актуальности данной темы, о способах привития любви к труду, о роли семьи в процессе трудового воспитания.
Цель: Формирование представления о значимости воспитания любви к труду у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- образовательная: рассказать о целях и задачах воспитания трудолюбия у детей;
- развивающая: развивать стремление к трудовому воспитанию, к сотрудничеству с детьми в труде;
- воспитательная: воспитывать интерес к общественно полезному труду.

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
Гельвеций
Трудиться, выбрав дело по душе, для человека также естественно, как жить и дышать. И одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в любой сфере общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью будущего гражданина.
Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания – процессе сложном и многогранном. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребёнку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребёнка трудолюбивым.
Простейшая трудовая операция производит серьезные изменении в психологии и физических способностях ребенка. Именно успех наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело. Вот почему родители должны стремиться не просто привить трудовые навыки детям, но и следить, чтобы ребёнок видел результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех рождает потребность повторить в труде. С этого момента он работает по тому, что его не только вынуждают к труду внешние обстоятельства, а труд стал для него жизненной потребностью, удовлетворением его непосредственных влечений.
Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер. А.С.Макаренко писал: «Я требую, чтобы детская жизнь была организована, как опыт, воспитывающий определённую группу привычек». Он имел в виду выработать у человека такие формы поведения, чтобы в конкретных ситуациях у него возникла потребность поступить так, а не иначе.
Под группой «привычек» он подразумевал санитарно – гигиенические, нравственные, культуру поведения, привычные способы мышления, рассуждения и, наконец, трудовые привычки, т.е. привычное положительное отношение к любому трудовому усилию.
Между тягой к деятельности и трудолюбием дистанция большая и знака равенства между двумя этими понятиями ставить нельзя. Задача учителя состоит в том, чтобы эту природную склонность, которая является лишь предпосылкой трудолюбия, путем определенных педагогических мер преобразовать в одну из важнейших качеств личности.
Как это сделать? Пожалуй, воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело, и пусть родители не ждут слишком быстрых и легких результатов. Во – первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во – вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением.
Только преодолевая трудности и неумения, ребёнок постепенно находит удовлетворение. Получилось! До сих пор не получалось, а теперь – получилось! Приобретено ещё одно умение. Это очень важный момент в эмоциональной жизни ребенка, который нельзя оставить без внимания.
Он радуется и сияет, предлагает окружающим разделить эту радость. Он впервые с удивление смотрит на свои руки, которые до сих пор умели только брать, а теперь научился что-то делать.
Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это уж не такие сложные дела. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Привычка, умение что – то делать своими руками, пригодятся ему в любой профессии и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка. Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является простой и несложной, требует от ребенка умственного напряжения.
Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен носить в жизни эпизодический характер. Здесь необходима систематичность. У детей непременно должны быть постоянные обязанности. Только при такой постановке вопроса труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности воспитывают важное качество – ответственность. Конечно, мама гораздо быстрее вымоет посуду, польет цветы. Но если это сделает 8 летняя дочь, полезнее и важнее. Она гордиться своими умениями.
Необходимо закрепить в сознании ребенка, что учеба – труд, требующий волевых усилий, внимания, активности. Ребёнок должен быть готов к тому, чтобы трудолюбие вообще перенести на основную ведущую деятельность – учёбу.

Она возвращается домой, как обычно, в час пик. В переполненном автобусе её толкают со всех сторон, держаться не за что и нечем: руки заняты сумками с продуктами. Она устала. День был тяжёлым.
«Боже мой!» - думает она. Сейчас отдохнуть бы, а дома столько дел. Завтра Танин день рождения. У Серёжи в классе праздник, ему нужно подготовить нарядную одежду. На ужин что – то приготовить, пирог испечь».
Открывая ключом дверь, она слышит торопливый Серёжин шепот: «Пришла».
-Что они еще там затеяли, - думает она.
-Давай сумки! – Серёжа забирает у нее тяжелые авоськи мчится с ними на кухню. Она машинально идет вслед за ними и останавливается на пороге кухни. Раковина сияет, посуда вся чистая. На электрической плите булькает ее любимый борщ.
-Пойдем в комнату, - тянет ее за руку сын. Она идет в комнату. Полы вымыты, на столе – букет ромашек, вокруг ни пылинки, на тумбочке – подгоревший пирог, сработанный из полуфабриката кекса. Серёжина чистая форма висит на вешалке. Её раздражение и усталость, как рукой сняло.
-Откуда вы знали, что нужно было делать?
-Секрет фирмы, - поспешно заявляет Серёжа, делая Тане предостерегающий знак.
-Ну, правда, ребята? Вы что, телепаты?
Поздним вечером, когда дети уже спали, она тихонько вошла к ним, нагнулась над кроватью дочери и осторожно подсовывает под подушку свёрток – подарок ко дню рождения. Из – под подушки падает какая – то бумажка. Листок из блокнота.
На листке по пунктам переписано ее почерком, что ей нужно не забыть сегодня сделать. Это ее памятка.
-Секрет фирмы, - улыбается она. – Добрые вы мои телепаты.

Доброта, забота о человеке, потребность доставлять радость другим – вот что должно служить мотивом, побуждающим ребенка к труду.
Трудолюбие плюс доброта – тот удивительный комплекс, который поднимает человека на моральную высоту.
Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно – вложил в это определение глубочайший смысл.
Надо. Еще как. Просто необходимо. Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие и вместе с ним такие неотъемлемые качества, как целеустремленность, упорство, помогут ему в жизни добиться намеченной цели.
Трудно. Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Воспитание трудолюбия у ребенка потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.
Прекрасно. Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость тому, кто любит труд.

- 127.50 Кб

Тема: Теоретические основы трудового воспитания младших школьников

Введение.............................. .............................. .............................. .........3

    1. Значение труда в развитии личности...................... ............................5
    2. Цели и задачи трудового воспитания.............................. ...................8
    3. Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников.................... .............................. .............................. .............9
  1. Роль педагога и семьи в трудовом воспитании школьников
    1. Трудовое воспитание младших школьников в семье.......................20
    2. Роль педагога в трудовом воспитании школьников.........................22

    Заключение.............................. .............................. .............................. .......... 24

    Список литературы.............................. .............................. ...........................25

Введение

Одной из задач школьного воспитания является формирование базовой культуры личности. Трудовое воспитание способствует формированию одного из компонентов этой базы – культуры труда.

Задачи трудового воспитания личности решаются еще в дошкольном возрасте, когда дети познают окружающий мир и узнают о труде взрослых, сами осуществляют элементарные трудовые действия. С поступлением в школу трудовой опыт ребенка обогащается новым видом – учением, который считается главным трудом школьника. Общепризнано, что труд благотворно влияет на развитие личности ребенка, поэтому педагогу важно знать особенности трудовой деятельности в каждом возрастном периоде, чтобы обеспечить эффективность воспитательного потенциала труда.

В современном обществе проблема трудового воспитания актуальна, поэтому мы обратились к ее изучению.

Проблема исследования – какова роль труда в развитии младшего школьника?

Цель исследования: показать значение трудовой деятельности в развитии личности младшего школьника.

Объект исследования: процесс воспитания младших школьников.

Предмет исследования: влияние трудовой деятельности на развитие личности.

Гипотеза : знание и понимание учителем роли труда в развитии личности ребенка является одним из педагогических условий правильной его организации.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность и задачи трудового воспитания.
  2. Показать значение трудового воспитания в развитии психических, личностных качеств младшего школьника.

Методы исследования: анализ педагогической литературы, реферирование.

Теоретическая значимость : показана роль труда в развитии личности младшего школьника.

Практическая значимость : материал работы может служить основой для проведения практического исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

  1. Теоретические основы трудового воспитания

    1.1. Значение труда в развитии личности


Значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно состоит развивающая роль труда, какие его особенности выступают как главные условия развития человека? Возможности для этого развития содержатся уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, воплощены познанные человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека.

Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений. Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.
Важной производной этих социально-психологических факторов является
формирование ответственности за результаты труда коллектива.
Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким
образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда являются важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности. Вторым условием развития психики человека пол влиянием труда является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью старших - обучением и воспитанием. Деятельность воспитателя является третьим условием развития психики в процессе труда.

Во всех видах труда формируется такое важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде, индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективно. Но в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов. В психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается тем, на сколько высоки результаты ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде.
Труд имеет большое значение в развитии способностей учащегося.
Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возрасте - в игре, в младшем и среднем школьных возрастах – в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.
Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности.
В процессе труда, например, распределение внимания становится более
широким, а его переключение более быстрым. Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладения трудовыми навыками развиваются его новые формы: технические, практические, логические. В процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств.
Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной.

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, эту проблему рассматривали в своих трудах такие педагоги прошлого, как Л.Н. Толстой, М.Горький, Н.К.Крупская, А.C. Макаренко, В.A. Сухомлинский и другие.

Так, Н.К.Крупская в обращении к учителям, писала: «Надо сделать так, чтобы труд был интересным и посильным, и в тоже время,
чтобы это был творческий труд, а не только механический» .
Украинский педагог В.А. Сухомлинский писал, что труд становится великим воспитателем, когда он «...входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство» .

Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности педагогика видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Важная воспитательная задача
в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого
воспитанника основывалось на трудовом успехе.

Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

1.2. Цели и задачи трудового воспитания

Вся система учебной и внеклассной работы школы направлена на воспитание трудолюбия и формирование ответственного отношения к учебе, трудовым послушаниям и результатам своего и чужого труда. Основная задача трудового воспитания школьников - привить любовь к труду, отмечает Г.М.Коджаспирова .

Цели и задачи трудового воспитания:

1. Воспитывать уважительное отношение к труду своему и других людей.

2. Формировать психологическую установку и понимание необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов и главного способа самореализации человека.

3. Вооружить учащихся основными трудовыми умениями и навыками (политехническими и по самообслуживанию).

4. Формировать убеждение в том, что труд по самообслуживанию -проявление принципа справедливости, это способ избежать эксплуатации одного человека другим на бытовом уровне.

1. Наиважнейшее значение в трудовой деятельности учащихся должно иметь видение цели, смысла труда, понимание, для чего это нужно. Учащиеся должны обязательно принимать участие в решении вопросов по использованию результатов своего труда.

2. Все виды трудовой деятельности учащихся должны быть хорошо спланированы и организованы технологически и в расстановке работающих, а также включать элементы творчества.

3. В организации трудовой деятельности обязательно должна присутствовать состязательность.

4. Организовывать производительный труд учащихся с обязательной выплатой зарплаты.

5. Трудовая деятельность и трудовое воспитание должны сочетаться с профориентационной работой, главными задачами которой должны быть:

Предоставление максимума информации о профессиях, специальностях, необходимых в данном экономическом районе;

Вооружение информацией о порядке и условиях поступления в учебные заведения:

Помощь учащимся в выборе профессии на уровне социально- психологической консультации;

Организация обучения учащихся массовым профессиям;

Организация экономического образования .

Знание педагогом целей и задач трудового воспитания – это необходимое условие для правильной организации трудового воспитания школьников.

1.3. Психологические особенности трудовой деятельности школьников

Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и
психологического содержания детского труда. Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего, труд учащихся отличается от труда взрослых тем, ради чего он организован. Детский труд организовывается прежде всего с воспитательными целями. Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому от каждого участника требуется умение взаимодействовать. Следовательно, школьники должны включаться в общественное производство.

Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться, указывал М.И.Рожков . Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество. Как показывают наблюдения, выпускники учебных заведений практически и
психологически не готовы к участию в производственному труду. С целью
лучшей адаптации школьников на производстве необходимо восстанавливать и развивать систему У.П.К., причем, непосредственно на производстве. Главное, чтобы что бы труд учащихся был непосредственно связан с производством. Школьники должны выполнять посильные заказы производства. Благодаря такому подходу у учащихся труд приобретет более высокое значение, создаются условия для формирования общественно ценных мотивов деятельности. Так как этот вид деятельности не тождественен ни учебной деятельности, ни трудовой деятельности взрослых то мы условно выделяем ее как учебно- трудовую. Ребенок после окончания школы уже может иметь специальность, что дает ему предпосылки для быстрой адаптации на производстве.

Описание работы

Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и задачи трудового воспитания.
2. Показать значение трудового воспитания в развитии психических, личностных качеств младшего школьника.

Содержание

Введение...................................................................................................3
1. Теоретические основы трудового воспитания
1. Значение труда в развитии личности..................................................5
2. Цели и задачи трудового воспитания.................................................8
3. Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников.............................................................................................9

2. Роль педагога и семьи в трудовом воспитании школьников

1. Трудовое воспитание младших школьников в семье.......................20
2. Роль педагога в трудовом воспитании школьников.........................22

Заключение.................................................................................................... 24
Список литературы.......................................................................................25