Закаливание детей раннего возраста рекомендации для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста. Методы закаливания детей раннего возраста

Закаливание детей раннего возраста – это возможность выработать у них иммунитет к охлаждению.

Закаливание бывает разных типов: хождение босиком, водные и воздушные процедуры, а также солнечные ванны.

Если родители не переусердствуют с холодом, то в скором времени заметят всю пользу от закаливания.

Закаливание детей – это, прежде всего, оздоровительный процесс, у которого гораздо больше плюсов, чем минусов.

Плюсы процедуры:

  1. укрепление местного иммунитета и повышение сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям;
  2. облегченная реакция на изменения факторов внешней среды;
  3. улучшенный обмен веществ;
  4. укрепление сердечно-сосудистой системы;
  5. повышение и самочувствия ребенка;
  6. стабилизация нервной системы.

Минусы процедуры – все виды закаливания ориентированы на здоровых детей. Если ребенок успел подхватить где-то простуду, даже самую легкую её форму, стоит задуматься, так ли нужно малышу закаливание в привычном объеме. Детский организм уже борется с болезнетворными инфекциями, а чрезмерное охлаждение может привести к осложнениям. То же самое относится и к ребенку, у которого есть хронические заболевания. Простуженному организму не навредят разве что недолгие прогулки на свежем воздухе и обтирания влажным полотенцем.

Кардинальное закаливание также плохо сказывается на здоровье малыша.

Если взрослый человек может себе позволить купание в проруби, то ребенок этого не вынесет (тратится слишком много тепла, которые молодой иммунитет пока не в силах восстановить).

К тому же появляется риск того, что закаливание перестанет быть безопасным для ребенка. Резкие перепады температур для неокрепшего иммунитета влекут за собой серьёзные последствия.

Закаливание лучше всего проводить до трех лет. Более взрослый ребенок, как правило, ходит в детский сад и оказывается в инфекционной ловушке в вирусный период.

Хождение босиком

Прежде чем обратиться к этому способу закаливания стоит учесть, что он будет наиболее эффективен в комплексе с другими методами.

На стопах сосредоточено большое количество нервных окончаний, в следствие чего хождение босиком оказывается полезно не только для иммунной, но и нервной и сердечно-сосудистой систем и снижает риск развития гипертонии, стенокардии, инфаркта миокарда и инсульта.

При хождении босиком нужна неторопливость и регулярность. Если человек опустит ноги на пол, температура которого не превышает 12°С, то повышается риск подцепить легкую простуду, сопровождающуюся течением из носа и першением в горле.

Если ребенок охлаждает стопы постепенно, то уже через 2-3 недели организм начинает привыкать к холоду, продуцируется выработка условных рефлексов, защищающих от угрозы возможной простуды.

Во время закаливания важно следить за состоянием ребенка и, в случае отрицательной реакции на происходящее, прекращать процедуру. Начинать этот метод стоит с кратких контактов с теплыми поверхностями, постепенно понижая температуру.

Хождение босиком начинают только в том случае, если ребенок полностью здоров.

В холодное время года появляется возможность ходить босиком по снегу. Однако, для проведения этого типа процедуры, нужно придерживаться ряда правил:

  • Организм разогревают разминкой незадолго до того, как ребенку предстоит пройтись по снегу.
  • На начальном этапе хождение по снегу не стоит затягивать. Будет достаточно нескольких шагов. В дальнейшем, время можно увеличить до 5 минут.
  • Для кратковременной пробежки по снегу выбирают не слишком утепленную спортивную форму.
  • Во время процедуры нужно много двигаться: бегать, подпрыгивать, переминаться с ноги на ногу и т. д.
  • Если хождение по снегу не вызывает жар в области ступней и выброса адреналина в тело, прислушиваются к организму. Возможно, этот метод закаливания стоит совсем исключить, либо потихоньку подготавливаться к нему, обливая ноги холодной водой.
  • Для прогулки по снегу не обязательно выходить на улицу. Это можно сделать и дома: выйти на балкон, собрать снег в таз и т. д.
  • После процедуры массируются стопы и икры в течение 10-15 минут до ощущения жара, потом надеваются теплые носки и, если процедура проходит на улице, сухая обувь.

Воздушные ванны

Закаливание воздухом базируется на разнице окружающей температуры и поверхности тела ребенка. Этот метод можно начинать с первых дней жизни.

К плюсам воздушных ванн относится повышенное потребления кислорода, улучшение сна и аппетита, а также функционирования ЦНС.

В холодный период, воздушные ванны лучше проводить в комнате, в теплое – на улице. Временной промежуток процедуры увеличивается от 5 до 60 минут.

Воздушные ванны принимают через 1-1,5 после еды, в местах, куда не попадают прямые солнечные лучи. Сначала ребенка одевают в майку и трусы, носки и сандалии. По истечении определенного времени, малыш остается только в трусах и сандалиях, ещё позже – босиком. После процедуры руки и ноги остаются теплыми.

Во время процедуры ребенок выполняет физические упражнения: это может быть обычная или растяжка. К закаливанию воздухом относят сон на свежем воздухе, устойчивость к сквознякам.

Воздушные ванны проводятся и с грудным ребенком. При смене пеленок малыша оставляют полежать какое-то время, а после укрывают и согревают. При первых процедурах температура должна быть в пределах 20-23˚С. С каждой последующей процедурой её незначительно понижают. При температуре 20-23˚С зимой принимаются воздушные ванны до 15-30 минут, летом – 45 минут.

Дети, плохо реагирующие на понижение температуры, также принимают воздушные ванны. Разница в том, что процедуры проводятся по 5 минут, но несколько раз в день. Ребенка раздевают частично.

Ребенок всё время должен быть физически активен. Если дети постарше могут выполнять гимнастику, то грудничкам делается массаж.

Водные процедуры

Водные процедуры на данный момент считаются самым эффективным методом закаливания. Вид процедуры зависит от возраста ребенка.

Существует несколько способов:

  • Обтирание. Этот вид процедуры используют на самых маленьких детях: влажной губкой обтирают всю поверхность тела, несколько раз повторяя движения на каждом участке. После чего грудничка насухо вытирают и одевают. Градус воды постепенно понижается до 25˚С.
  • Полные или частичные обливания. Этот тип применяется к малышам от 9-10 месяцев. Лучший вариант проведения – после купания. Для начала обливаются стопы, потом все тело ребенка. Начинать их можно с 9-10 месяцев, но только после консультации педиатра. Оптимальный вариант проведения процедуры – после купания ребенка. Сначала обливают стопы, потом тело от шеи по спине. Вариант частичного обливания, в частности, ножек, тоже полезен.
  • Контрастные обливания или контрастный душ. Теплую воду (33-36˚С) чередуют с холодной (23-26˚С) и снова с теплой. Ребенку должно быть больше полутора лет.

К другим водным процедурам относят ножные ванны. Ребенок должен босиком ходить по воде в тазу или ванной. Во время процедуры преодолевается сопротивление воды. Уровень неспешно повышают от лодыжек до колен. Время закаливания – от 1 минуты до 7 в дальнейшем, температура в это время постепенно понижается. Зимой разрешается добавлять немного снега. В конце процедуры ноги вытираются и согреваются.

Солнечные процедуры

Солнечные ванны принимают на открытой местности, в то время как на тело воздействуют и прямые, и рассеянные солнечные лучи.

Время этой процедуры для детей раннего возраста начинается с 2 минут, а заканчивается 18. Для того, чтобы не получить тепловой удар, следует воздержаться от солнечных процедур при температуре +27°С.

При процедуре защищают голову от прямого влияния солнца.

Благодаря этому типу закаливания ребенок получает необходимый для организма витамин D. Также улучшается работа нервной и эндокринной системы.

Однако к солнечным ваннам подходят осторожно, не забывая о вреде ультрафиолета. Именно поэтому груднички до года принимают солнечные ванны не дольше чем 1-2 минуты. Постепенно время увеличивают до получаса.

Детям постарше надевают панамку и майку. Спустя какое-то время ребенка оставляют в одних трусах.

Важные условия по закаливанию

Негативные последствия от процедуры могут появиться только в том случае, если родители нарушили основные правила закаливания.

Базовые принципы закаливания одинаковы и для взрослых, и для младенцев:

  • Систематичность. Если начать забрасывать и прерывать процедуры, то эффект будет соответствующий. В закаливании важна регулярность и правильное исполнение. Закаливающие процедуры проводятся на протяжении года.
  • Умеренность. Не стоит выливать на голову ребенка ведро ледяной воды или отправлять на улицу в легкой одежде. Так он может не закалиться, а перемерзнуть и долгое время мучиться с последствиями. Процедуры не должны быть длительными.
  • Возрастающая интенсивность. На протяжении года, в течение которого проводятся процедуры, интенсивность закаливания должна постоянно возрастать. Каждый последующий раз длительность закаливания увеличивается, а градус воды или воздуха понижается. Важно понимать, что это должно происходить постепенно, для того, чтобы исключить образование хронического заболевания.

Врачи советуют начинать проводить закаливание уже с двух недель. Если процедуры проходят в игровой форме совместно с родителями, то результат начнет проявляться быстрее. Специалисты рекомендуют сочетать закаливание с массажем.

Родители, которые понимают всю пользу от закаливания, вырастят здорового ребенка с крепким иммунитетом. Часто взрослые бывают излишне заботливы и делают всё для того, чтобы ребенок рос в “тепличных условиях”. Такое поведение не только не идет на пользу иммунитету малыша, а напротив – ослабляет его.

Надежда Жукова
Закаливание детей раннего возраста (первая младшая группа)

Закаливание детей раннего возраста

1младшая группа «Карамельки»

(консультация для родителей)

Сильный, но не закаленный человек

подобен крепости с толстыми высокими

стенами, в которой забыли поставить ворота»- гласит народная мудрость.

Мы никогда не найдем путь в страну Здоровья, если не будем закалять свой организм. Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Противопоказания к закаливанию

Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Каждый человек должен закаляться всю жизнь. Важно только правильно дозировать, особенно в начальном периоде, закаливающие процедуры.

В своей группе мы планируем использовать такие нетрадиционные виды закаливания как:

1. Хождение босиком

Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому мы проводим её с раннего возраста.

2. Закаливание рук (игры с водой по плану воспитательной работы).

У водных процедур есть одна особенность. Они, как правило, оказывают на человека и механическое воздействие. Более сильное действие по сравнению с воздухом вода оказывает за счет растворенных в ней минеральных солей, газов и жидкостей. Игры с водой - одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже неважно то, что у вас вокруг лужи. Начальная температура воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 – 20 С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.

Предлагаем Вам перечень игр с водой, которые мы используем для закаливания рук.

Водопад

Для этой игры Вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Подставляйте под струю ладошку ребенка" изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Обратите внимание ребенка, что чем выше водопад, тем громче он шумит».

Вода принимает форму

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Взрослым стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Игра с мылом

Маленький кусок мыла отпускается на дно тазика. Малыш должен поймать его при помощи резиновых ложек или собственных ладошек.

Тонет - не тонет

Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

Маленький рыбак

Мелкие предметы бросают в тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» - половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок двумя ложками.

Лейся, лейся

Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

Выжми мочалку

Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

Сквозь сито

Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

Закаливающие мероприятия в младшей группе

1 Сквозное проветривание в отсутствии детей 3 раза в день

2 Кварцевание 3 раза в день

3 Утренняя гимнастика в проветренном помещении 8:10-8:20

4 Физкультурные занятия 3 раза в неделю

5 Умывание прохладной водой В режимных моментах

6 Проветривание группы перед занятием 2 раза в день

7 Прогулка на свежем воздухе 2 раза в день

8 Дыхательная гимнастика 2 раза в день

9 Гимнастика в постели 15:00

10 Ходьба по «дорожкам здоровья» (коврик с шипами, ребристая доска, пуговичный коврик, по полу босиком для профилактики плоскостопия) Перед дневным

сном и после

11 Ходьба босиком по песку, обливание ног, воздушные ванны. В летний период

12 Фитонциды (лук, чесночные киндеры) Во время эпидемии гриппа

Контроль эффективности закаливания осуществляется по следующим показателям:

1. Снижение возбудимости, быстрое засыпание, глубокий сон.

2. Желание детей выполнять закаливающие процедуры, положительный эмоциональный настрой во время их проведения.

3. Совершенствование вегето-сосудистой реакции у детей- повышение кожной температуры кистей рук (теплые руки в течении дня).

4. Комплексная оценка здоровья детей и перераспределение по группам здоровья.

5. Динамика заболеваемости у детей:

Уменьшение числа часто болеющих детей

Число случаев заболеваний ОРЗ на одного ребенка

Сокращение длительности одного заболевания (в днях)

Число дней, пропущенных одним ребенком по болезни за год.

Подготовил воспитатель 1 младшей группы

Жукова Н. А.

Публикации по теме:

«Маму поздравляют малыши». Сценарий праздника к 8 Марта (группа детей раннего возраста) Сценарий праздника 8 марта "Маму поздравляют малыши. " (группа детей раннего возраста). Под звуки веселой музыки дети входят в зал и садятся.

"В гостях у Карамельки"- фотоотчёт новогоднего праздника. Цель: вызвать у детей положительные эмоции, создать весёлое, праздничное настроение.

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Магазин Карамельки» Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»;.

Консультация для родителей «Закаливание детей дошкольного возраста» Как вырастить своего ребенка здоровым и крепким? Как защитить его от болезней?Такие вопросы беспокоят каждую маму и каждого папу. Почему.

Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста» Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие.

Закаливание — это комплекс оздоровительных процедур, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды путём тренировки терморегуляционных механизмов.

Что даёт закаливание

Закаливание укрепляет организм таким образом, что при возникновении переохлаждения, перегревания и контактов с инфекциями он «включает» резерв защиты и успешно противостоит развитию заболевания. Начинать закаливание детей первого года жизни можно уже с самого рождения. Здоровый ребёнок уже обладает врождённой способностью к адаптации к условиям среды. Родителям необходимо всего лишь не допустить отключения этих врождённых механизмов.

Обычно так и происходит, когда для новорождённого создаются неестественные «тепличные» условия жизни. В детском возрасте тренировка терморегуляции подготавливает базу для физического и психического развития ребёнка.

Необходимые условия

Закаливание стоит начинать при выполнении следующих условий:

  • ребёнок должен быть абсолютно здоров;
  • у него должно быть положительное эмоциональное отношение к процедурам;
  • начинать закаливание лучше в тёплое время года;
  • нельзя форсировать события — следует начинать тренировки со слабых или нейтральных воздействий;
  • закаливание следует проводить систематически.

Ошибочные мнения о закаливании

Считается, что закалённый ребёнок никогда не болеет простудными заболеваниями. Это не так — тренировка не защитит организм растущий от вирусных инфекций, но сделает течение болезни более лёгким и краткосрочным. Вероятность развития осложнений у закалённого малыша гораздо ниже.

Считается, что закаливание — это разовые процедуры по воспитанию у детей устойчивости к холодной воде или сквознякам. Это ещё одна ошибка — закаливание есть регулярный, каждодневный и постепенный процесс, в котором нет места экстремальности. Обливание холодной водой и открытые форточки — далеко не единственные и не самые научные методы закаливания.

Первые месяцы жизни

Закаливание грудных детей следует начинать с воздушных ванн. Их нужно проводить с первых дней новорождённого. Во время переодевания младенца его нужно несколько минут держать голым — при условии, конечно, что температура воздуха в помещении не ниже 23 градусов.

Организм младенца нуждается в большом количестве кислорода, поэтому в тёплое время года следует ежедневно прогуливаться с ребёнком на свежем воздухе. Продолжительность прогулок — 20-40 минут в первые месяцы жизни, затем можно увеличивать время пребывания на воздухе до нескольких часов. Зимой, при температуре не ниже -10, прогулки начинаются с 5-10 минут, в дальнейшем гулять можно по 1,5-2 часа.

При этом не забывайте о регулярном проветривании помещений. Проветривания с помощью форточек целесообразно проводить в присутствии младенца, сквозные — лучше делать без малыша.

Обращаете внимание на одежду младенца. Летом она должна быть защитой от перегрева, зимой — от переохлаждения. Лучший материал для детской одежды — хлопчатобумажная ткань, которая помогает коже младенца дышать. Не нужно укутывать новорождённого в несколько слоёв одежды для «надёжности». Помните, в большинстве случаев дети простужаются не от того, что переохлаждаются, а от того, что излишне потеют. При температуре воздуха 23 градуса и выше одежда должна быть однослойной.

Хорошо влияет на организм новорождённого сон на свежем воздухе. Это не только закаливает, но и укрепляюще действует на нервную систему. Летом младенцу полезно спать вне дома, необходимо лишь оградить его действия прямых ультрафиолетовых лучей и ветра.

Возраст до года

Продолжая практиковать воздушные ванны, следует увеличивать их продолжительность. В этом возрасте основным закаливающим механизмом выступают водные процедуры. Купание доставляет малышам положительные эмоции, и это обстоятельство идёт на пользу укреплению терморегуляционных навык организма. Продолжительность водных процедур -10-15 мин. в возрасте до полугода, и 20-25 мин. после этого возраста. Температура воды для купания должна быть 36-37 градусов, т.е. примерно соответствовать температуре тела. После купания применяют обливания ребёнка водой температурой на пару градусов ниже.

Купать детей до 1 года в открытых водоёмах не рекомендуется, но можно использовать надувные бассейны, где температуру и глубину воды можно регулировать.

Помните, что кожные покровы ребёнка содержат ещё недостаточное количества меланина, поэтому пребывание детей до 1 года под прямыми солнечными лучами следует строго ограничивать. Чтобы получить достаточное количество ультрафиолета, прекрасно подойдёт рассеянный свет в облачную и пасмурную погоду.

Возраст от года до 3 лет

Если тренировка терморегуляции ребёнка проводилось с самого рождения, то в этом возрасте можно переходить к более контрастным методам воздействия. Применяйте обтирания температурой 25-26 градусов и используйте душ, который помимо температурного обеспечивает ещё и массажное воздействие на кожу. С полутора лет можно разрешать ребёнку купание в открытых водоёмах. Начинать можно с пары минут, после которых лучше сделать перерыв на 15 мин., а затем снова пустить ребёнка в воду. Очень важно, чтобы малыш вошёл в водоём сам — не стоит заставлять его насильно.

В этом возрасте уже можно принимать солнечные ванны, начиная с 5-10 минут и постепенно увеличивая пребывание на солнце до 30-40. Лучше делать это до полудня. Не забывайте предохранять голову ребёнка от перегрева панамкой или кепкой из светлой ткани. Нужно постоянно следить за состоянием кожи загорающего — при её покраснении следует тут же прекратить процедуры и воздержаться от них на 1-2 дня.

Нетрадиционные методы

Любые процедуры, в основе которых лежит контакт тела со снегом, холодной водой или воздухом отрицательной температуры относят к нетрадиционным (контрастным) методам закаливания. Большинство врачей считает такие способы закаливания нецелесообразными в раннем возрасте. С осторожностью также следует проводить такие процедуры как контрастное обтирание и контрастные ванны для ног. Не рекомендуется водить ребёнка до трёх лет в сауну или русскую парную и купать в проруби.

О хождении босиком

Дети сами по себе любят бегать в помещениях босыми, и родителям не нужно препятствовать этому. С первых месяцев жизни хождение ребёнка босиком нужно поощрять. Дело в том, что ступни человека естественным образом приспособлены к терморегуляции. Если малыш чувствует холод, то кровеносные сосуды ног обеспечивают достаточный приток крови к ступням, не допуская переохлаждения. Природой предусмотрено хождение человека босым по холодной поверхности. Если вы проводите летние дни на даче или в чистых парках, позвольте ребёнку побыть свободными от обуви — пусть он бегает босиком по траве, сколько хочет. Однако, сидеть на холодном полу и земле голой попой детям нельзя. Это может привести к простуде почек и половых органов.

Локальное закаливание

Горло, подверженное частым простудам — больной вопрос для тысяч родителей. Параллельно с общим закаливанием организма не лишним будет проводить отдельные тренировки для ротовой полости и верхних дыхательных путей. Для этого здоровым детям можно три раза в день давать по ложке мороженного или кусочку замороженного сока. Перед тем, как проглотить мороженное, его следует подержать во рту. Холод, попадающий таким образом в рот — лучшее средство для профилактики инфекций верхних дыхательных путей. Это активизирует кровообращение и пробуждает к действию защитные механизмы горла.

Закаливание и посещение детских учреждений

Закаливание детей в раннем возрасте должно охватывать все стороны их жизни. Будет неверным, если дома ребёнок находится в одних условиях, а придя в детский сад, попадает в «тепличную» среду с подогретым полом, отсутствием прогулок при малейшей непогоде, осторожным отношением к проветриванию. Следует свести к минимуму все препятствующие закаливанию вашего ребёнка факторы. Не одевайте его в сад слишком тепло, попросите воспитателя не закутывать ребёнка в многослойные «доспехи» перед выходом на прогулку и не укрывать во время сна слишком тёплыми одеялами.

Известный факт: в детском саду ребенок встречается со многими штаммами вирусов. Адаптационный период индивидуален для каждого малыша. Не нужно пугаться, требуется время для выработки крепкого иммунитета.

Общие вопросы

Помните, что закаливание — это коррекция здорового образа жизни, и проводить его в отрыве от других аспектов физического воспитания нельзя. Помимо закаливания нужно учитывать и другие факторы, имеющие непосредственное влияние на здоровье, такие как

  • правильное питание (аппетит является показателем энергозатрат, и если ребёнок не хочет есть, значит у него достаточно энергии на активность и поддержание нормальной температуры тела);
  • постоянное движение (двигательная активность, которую лучше проявлять на свежем воздухе, тренирует механизмы терморегуляции не хуже обтираний и обливаний);
  • чистота и прохлада в детской комнате;
  • правильно подобранная одежда;
  • положительные эмоции.

Закаливание не потребует от родителей соблюдения каких-то строгих многоступенчатых процедур. В этом деле следует руководствоваться законами природы и здравым смыслом. Если об этом помнить, то ваш малыш всегда будет здоровым и весёлым.

Закаливание детей дошкольного возраста помогает повысить иммунную защиту и реже болеть инфекционными заболеваниями. В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры окружающей среды.

Полезные последствия закаливания детей дошкольного возраста

Когда говорят о здоровом образе жизни, то закаливание – это первое, что приходит в голову. Особенно оно важно для маленьких детей, ведь их организм еще не может быстро и адекватно реагировать на различные изменения в окружающей среде.

Ведь даже у детей дошкольного и младшего школьного возраста механизмы терморегуляции еще работают не в полную меру для того, чтобы хорошо справляться с перегреванием или переохлаждением.

Закаливание детей дошкольного возраста позволяет им быстрее адаптироваться при поступлении в детский сад и потом реже болеть.

Общие принципы закаливания

Перед закаливанием детей раннего возраста следует уяснить ряд правил, без соблюдения которых данная процедура не только не принесет пользы, но и может даже навредить.

Без регулярности в проведении любое закаливание неэффективно. Только систематические закаливающие процедуры без привязки к времени года дают положительный результат.

Закаливание детей раннего возраста следует начинать только в здоровом состоянии. Даже для здорового организма закаливающие процедуры являются стрессом в первый раз, а состояние больного ребенка на их фоне может ухудшиться.

Интенсивность, частота и длительность всех закаливающих процедур следует повышать постепенно, наблюдая, как малыш перенес предыдущую нагрузку.

Программа закаливания детей раннего возраста должна быть построена для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от его физических и психических способностей.

Важна также последовательность в применении различных закаливающих факторов – начинают всегда с более простых (воздушные и солнечные ванны), постепенно переходя к сильнодействующим (обтирания, обливания холодной водой).

Оптимальным решением будет вписать комплекс закаливающих мероприятий в ежедневный режим дня ребенка, а также сочетать их с другими занятиями, например, во время прогулки или выполнения физических упражнений.

Любое закаливание детей дошкольного возраста надо проводить только при их хорошем настроении, ведь от этого зависит то, как они отнесутся к закаливанию, и прямым образом повлияет на его регулярность.

Методы закаливания детей раннего возраста

В закаливании можно выделить неспециальные и специальные методы. Неспециальные методы обозначают создание соответствующих условий для закаливания детей дошкольного возраста – одежда по погоде, чистый свежий воздух и его температура.

Для того чтобы выполнить все требования к качеству воздуха в помещении, его проветривают сквозным способом до 5 раз в день. Такое пульсирующее проветривание помогает детям выработать устойчивость к холоду.

Специальные методы – это непосредственно закаливающие мероприятия, они зависят от сезона времени года на улице и конкретных возможностей данного дошкольного учреждения.

Оптимально будет, если и специальные, и неспециальные методы закаливания детей дошкольного возраста будут доступны для воспроизведения в домашних условиях.

Закаливание воздухом

Закаливание воздухом – самый простой и доступный для детей способ. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц.

Начинают закаливание детей дошкольного возраста с воздушных ванн, например, во время переодевания, утренней зарядки, затем подключают сон с открытой форточкой – сначала только дневной, а затем и ночной (в летнее время). Оптимально поддерживать в помещении температуру 18 – 20 градусов.

У детей школьного возраста закаливание воздухом более интенсивно осуществляется во время прогулок на свежем воздухе по 3 – 4 часа при любых погодных условиях. Одежда для прогулок должна быть достаточно теплой и в то же время легкой, чтобы не стеснять активных движений.

Закаливание детей дошкольного возраста солнечными лучами

Солнце влияет на человеческий организм так же, как и на все живое. Оно стимулирует рост, ускоряет обменные процессы, укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма инфекциям.

Солнечные лучи – довольно интенсивный и опасный фактор закаливания. При избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные реакции – от слабости и недомогания до солнечного удара.

Начинают закаливание солнцем у детей раннего возраста в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны отдельных участков тела (рук, ног), постепенно увеличивая длительность солнечных ванн. Делать это надо утром или вечером, тщательно наблюдая за самочувствием малышей. Начинают с длительности солнечных ванн 4 минуты, постепенно доводя время на солнце до 30 минут. Закаливание детей школьного возраста завершают обливанием водой. Головной убор и питье – обязательные условия закаливания солнцем.

Закаливание водой

Вода является самым мощным фактором закаливания. Для детей дошкольного возраста в режим дня обязательно вводят мытье рук – утром, перед и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания водой – попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой.

Чистка зубов с ополаскиванием рта прохладной водой – один из вариантов местного закаливания ротоглотки. Хорошим закаливающим эффектом обладает полоскание горла прохладной водой после еды. По отзывам, после серии таких полосканий снижается частота воспалительных заболеваний носоглотки.

Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Сначала обтирают только руки, ноги и шею, постепенно увеличивая площадь обтирания, температуру воды и длительность процедуры. После обтирания нужно интенсивно растереть кожу сухим полотенцем. Только после такой подготовки можно переходить к обливаниям.

Начинают обливания водой с температурой 39 градусов, через 3-4 дня ее снижают на 1-2 градуса. Летом можно обливаться на улице, в прохладное время года – в помещении.

При таком виде закаливания детей дошкольного возраста, как обливание, также важна постепенность. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно поднимаясь выше. Общее обливание рекомендуют проводить с возраста 9 месяцев. Кроме обливания, закаливающие водные процедуры включают душ с 1,5 лет и купание в природных водоемах с 3 лет.


Для цитирования: Капранова Е.И. Закаливание детей раннего возраста // РМЖ. 1997. №8. С. 3

Ключевые слова: грудные дети; закаливание; традиционные, нетрадиционные методы. Автор, напоминая, что здоровье человека на 50 - 70% зависит от образа жизни, подчеркивает, что в понятие "здоровый образ жизни" входит и закаливание, которое, как фактор повышения сопротивляемости, чрезвычайно актуально для детей раннего возраста в связи с ростом числа часто болеющих именно в этой возрастной группе.

В статье подробно рассматриваются такие специальные закаливающие процедуры, как воздушные, солнечные и, главным образом, водные ванны.

Подчеркивается, что наибольший эффект наблюдается от контрастного закаливания, которое включает ножные ванны, обтирание, душ, сауну, русскую баню. Для усиления воздействия предлагается проводить контрастное закаливание с настоем различных трав.

Отмечается, что так называемые фармакологиеческие методы закаливания не влияют на уровень и динамику респираторной заболеваемости в отличие от контрастного закаливания.

Key words: chest; tempering; traditional and nontraditional methods.

Reminding that human health shows a 50 - 70% relationship with lifestyle, the author emphasizes that the concept of "a healthy lifestyle" also includes tempering which as a factor of enhancing the infants due to the increasing number of patients just in this age group.

The paper details special tempering procedures, such as air, sun, and mainly water baths.

The author stresses that the greatest effect is produced by contrast tempering which includes leg baths, rubdown, shower, sauna, Russian baths. To increase its exposure, contrast tempering may be carried out by using the infusions of various herbs.

As compared to contrast tempering, the so-called pharmacological tempering methods were found to have no impact on the rate and pattern of respiratory morbidity.

Е.И. Капранова - канд. мед. наук, доцент кафедры детских болезней ММА им. И.М. Сеченова.

Ye. I. Kapranova - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Childhood Diseases, I.M. Sechenov Moscow Medical Academy.

Д авно известно, что здоровье человека на 10 - 20% зависит от наследственности, 10 - 20% - от состояния окружающей среды, 8 - 12% - от уровня здравоохранения и 50 - 70 % - от образа жизни. Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание.
Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной.
Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.
Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям использовалось с древних времен.
Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет.
Абу Али ибн-Сина (Авиценна) в VIII - IX веках создал "Канон врачебной науки". Он разделил медицину на теоретическую и практическую, а последнюю - на науку сохранения здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав свооего труда Авиценна говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды.
Древнейший русский летописец Нестор в Х веке описывал, как начинал парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения. И так - в течение нескольких недель, а затем при каждом нездоровье.
Скифы, по свидетельству Геродота и Тацита, купали своих новорожденных в холодной воде.
Якуты натирали новорожденных снегом и обливали холодной водой несколько раз в день.
Жители Северного Кавказа два раза в день обмывали детей ниже поясницы очень холодной водой начиная с первого дня жизни .
Основоположник отечественной медицины С.Г. Зыбелин (1735 - 1802 гг.) в "Слове о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней" (1773 г.) писал: "Весьма полезно... мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость и для предупреждения многих болезней".
Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям. Задача медицинского работника состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого ребенка.
Необходимо соблюдать ряд правил:
1. Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов.
2. Постепенное увеличение дозы раздражающего действия.
3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма ребенка.
4. Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.
Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливающих процедур, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению .
Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой. К специальным закаливающим процедурам относятся закаливания воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры).

Воздушные ванны

Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Прежде чем объяснить родителям, как проводить закаливание воздухом, нужно напомнить им, что температура воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть 23°С, в возрасте от 1 до 3 мес - 21°С, от 3 мес до
1 года - 20°С, старше 1 года - 18°С.
Грудным детям свойственны высокие энергетические затраты и потребление кислорода (больше чем у взрослых в 2,5 раза). Поэтому необходимо проветривать помещения 4 - 5 раз в день по 10 - 15 мин зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1 - 2°С, что является закаливающим фактором. При сквозном проветривании воздухообмен происходит гораздо быстрее, чем через форточку, но его желательно производить при отсутствии ребенка в комнате .
Возможно использование бытовых кондиционеров, которые автоматически регулируют температуру и влажность.
В летнее время новорожденных можно выносить на прогулку практически сразу после рождения, вначале на 20 - 40 мин, быстро увеличивая время до 6 - 8 ч в день. Зимой в средней полосе России детей впервые выносят на улицу в возрасте 2 - 3 нед при температуре воздуха не ниже -5°С на 15 - 20 мин и постепенно доводят нахождение на воздухе до 1,5 - 2 ч 2 раза в день. В безветренную погоду с ребенком в возрасте от 1 до 3 мес можно гулять при -10°С, старше 3 мес - 12°С, старше 6 мес - 15°С. Дети старше 1,5 лет гуляют не менее 2 раз в день по 2,5 - 3 ч при температуре не ниже
-15 - 16°С .
В возрасте до 1,5 - 2 мес ребенок зимой на улице спит на руках у взрослого и только более старшие дети - в коляске, так как в связи с несовершенством терморегуляции у маленького ребенка может наступить переохлаждение, даже если его положили в теплую коляску. Насморк не противопоказание для прогулок. Нужно только предварительно прочистить нос. Лицо ребенка и зимой должно быть открыто, но ватное одеяло вокруг лица нужно устроить как бы в виде колодца.
Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды. Благоприятным моментом является не только температурное воздействие на организм, но и диффузия кислорода через кожу в кровь, так как проницаемость кожи в раннем возрасте очень высока.
Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха 20 - 22°С для грудных детей и 18 - 19°С для детей 1 - 2 лет. Детям старше 1 - 2 лет, которые хорошо переносят закаливание, температура воздуха может быть снижена до 12 - 13°С. Вначале длительность процедуры составляет 1 - 2 мин, каждые 5 дней она увеличивается на 2 мин и доходит до 15 мин для детей до 6 мес и до 30 мин после 6 мес. Максимальное время воздушных ванн для детей 2 - 3 лет - 30 - 40 мин. Воздушные ванны обязательно должны сочетаться с гимнастическими упражнениями. Дети старше 1,5 лет принимают обычно воздушные ванны во время утренней гимнастики, сначала в трусах, майках, носках и тапочках. Позже можно оставлять только трусы и тапочки.
Детей с признаками пониженной адаптации к изменению температуры окружающего воздуха (стойкая бледность кожных покровов, цианотическая мраморность дистальных отделов конечностей, жалобы на дискомфорт) нельзя отстранять от щадящих закаливающих процедур. Например, ребенок может быть раздет частично, воздушные ванны можно проводить всего 5 мин, но по несколько раз в день.

Закаливание солнцем

Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма, повышая активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. Однако нужно помнить, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Крайне осторожно они назначаются детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко, но после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн.
В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало, в отличие от прямого солнечного излучения, инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо.
Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22°С и выше для грудных детей и при 20°С для детей 1 - 3 лет, лучше в безветренную погоду. Поведение ребенка в момент проведения ванны должно быть активным. В средней полосе России ванны лучше начинать с 9 до 12 ч дня, в более жарком климате с 8 до 10 ч утра.
Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин, у более старших - 5 мин с ежедневным увеличением до 30 - 40 мин и более.
Прямые солнечные ванны (после тренировки световоздушными) у детей более старшего возраста проводятся не более 15 - 20 мин, всего за лето не более 20 - 30 ванн. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30°С .
После солнечных ванн, а не до них, детям назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, так как при влажной коже происходит переохлаждение детского организма.
Искусственное ультрафиолетовое излучение, которое еще несколько лет назад широко применяли не только на Севере, но и в средней полосе России в первую очередь с целью профилактики рахита, в настоящее время многие авторы либо не рекомендуют вообще назначать детям раннего возраста, либо использовать крайне осторожно, учитывая его возможное канцерогенное действие.

Водные процедуры

Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха.
Различают три фазы реакции организма на действие пониженной температуры воды. Первая - повышенный спазм сосудов кожи, при более глубоком охлаждении - и подкожно-жировой клетчатки. Вторая фаза - в связи с адаптацией к низкой температуре воды происходит вазодилатация, кожа становится красной, снижается артериальное давление, активируются тучные клетки и лейкоциты сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки с высвобождением биологически активных веществ, в том числе с интерфероноподобными свойствами. Эта фаза характеризуется улучшением самочувствия, увеличением активности. Третья фаза (неблагоприятная) - исчерпываются приспособительные возможности организма, возникает спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб .
При систематическом использовании водного закаливания первая фаза сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное, чтобы не наступила третья фаза.
Водные процедуры делят на традиционные и нетрадиционные, или интенсивные.

Традиционные водные процедуры

Методика водного закаливания зависит от возраста ребенка. Необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание) вносить элемент закаливания.

I. Возраст ребенка от рождения

до 2 - 3 мес

1. Общие ванны - ребенка купают ежедневно водой температуры 37 - 36°С в течение 5 мин, затем обливают водой с температурой на 2°С ниже.
2. Подмывание, умывание, которое длится 1 - 2 мин, вначале проводят при температуре воды 28°С, через каждые 1 - 2 дня и снижают на 1 - 2°С и доводят до 20 - 22°С.
3. Местное влажное обтирание - рукавичкой, смоченной водой температуры 33 - 36°С, обтирают ручки от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1 - 2 мин. Один раз в пять дней температуру понижают на 1°С и доводят до 28°С. Необходимое условие - каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания.

II. Возраст ребенка от 2 - 3 до 9 - 10 мес

1 и 2 как в предыдущей возрастной группе.
3. Общее влажное обтирание. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние и, наконец, грудь и спину. Температура воды такая же, как при местных обтираниях. В воду можно добавить соль (2 чайные ложки соли на 1 стакан воды). Необходимо соблюдать то же правило - каждую часть тела вытирать насухо сразу после ее обтирания.

Возраст ребенка от 9 - 10 мес до 1 года

1 и 2 как в предыдущих возрастных группах.
3. Общее обливание. При этой процедуре ребенок может сидеть или стоять. Гибкий шланг душа нужно держать близко от тела ребенка (25 - 30 см). Струя воды должна быть сильной. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. После обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температура воды 35 - 37°С, затем каждые 5 дней ее снижают на 1°С и доводят до 28°С.

IV. Возраст ребенка от 1 года до 3 лет

В этом возрасте можно использовать общие обтирания со снижением температуры воды до 24°С, общие обливания температуры до 24 - 28°С. С 1,5 лет можно применять душ, который оказывает более сильное воздействие, чем обливание, так как, кроме температуры воды, здесь включается еще и механическое влияние. Длительность процедуры до 1,5 мин; температура воды и ее снижение - как при общем обливании.
Грудным детям, страдающим экссудативно-катаральным диатезом, для закаливания можно использовать травяные ванны "Чебурашка": берут смесь трав душицы, череды, мать-и-мачехи, календулы, фиалки по 40-50 г, заливают 3 - 4 л кипятка, настаивают
2 - 3 ч, фильтруют и выливают в ванну с теплой водой 35 - 36°С. Сначала ребенок находится в воде
1 - 2 мин, постепенно продолжительность пребывания увеличивают до 8 - 10 мин, одновременно снижая температуру воды до 24 - 28°С, а более закаленным детям даже до 15°С. Такие ванны применяют через 1 - 2 дня .

Контрастное и нетрадиционное закаливание

К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.
Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в родительских оздоровительных клубах.
Однако практически нет научных исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида закаливания.
Реакция организма на действие любых раздражителей обозначается как общий адаптационный синдром, в котором выделяют три стадии: стадию тревоги (активация функции коры надпочечников, вследствие чего уменьшается объем вилочковой железы, селезенки, лимфатических узлов), стадию резистентности (развитие гипофункции коры надпочечников) и стадию истощения.
Физиологическая незрелость организма детей раннего возраста, в первую очередь незрелость нейроэндокринной системы, является нередко причиной не повышения, а наоборот, подавления иммунной активности, быстрого развития стадии истощения при чрезмерном закаливании ребенка к холоду.
Поэтому практически все авторы, занимающиеся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным .
Однако существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др.
Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек. Необходимо соблюдать правило - нельзя обливать холодные ноги холодной водой, т. е. ноги предварительно нужно согреть.
В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура воды всегда равна 38 - 40°С, а в другом (в первый раз) на 3 - 4°С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1 - 2 мин (топчет ими), затем в прохладную на 5 - 20 с. Число попеременных погружений 3 - 6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1°С и доводят до 18 - 10°С. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных - горячей.
Контрастное обтирание для усиления воздействия можно проводить с настоем трав. Для более интенсивного охлаждения используют настой мяты. Сухую траву с цветами заливают кипятком из расчета 4 столовые ложки на 1 л, настаивают 30 мин, фильтруют, охлаждают до 20 - 22°С. Горячий настой готовят с разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и еловыми иголками. Их берут по 2 столовые ложки на 1 л кипятка, настаивают, фильтруют, подогревают до 38 - 40°С. Сначала растирают ручку ребенка полотенцем, смоченным в холодном настое, затем другой рукавичкой, смоченной в горячем растворе, а после этого сухим полотенцем растирают ручку до покраснения. Так проводят процедуру со второй ручкой, ногами, туловищем. У более старших и закаленных детей при наличии положительных эмоций можно постепенно повышать температуру горячего настоя до 40 - 42°С, а холодного снизить до 4 - 6°С .
Более старшим детям контрастные ножные ванны можно заменить контрастным душем: экспозиция горячей воды 40 - 50°С в течение 1 мин, затем в течение 10 - 20 с проводят обливание холодной водой с минимальной температурой 10 - 15°С. Чередуют 5 - 10 раз.
В сауне (суховоздушной бане) используется высокая температура воздуха в парной (около 60 - 90°С) с низкой влажностью и охлаждением в бассейне с температурой воды 3 - 20°С, а зимой купание в снегу. При отсутствии противопоказаний, желании родителей ребенок может посещать сауну с 3 - 4 лет, 1 раз в неделю, вначале в виде одного захода на 5 - 7 мин при температуре в парной около 80°С на высоте верхней полки. Затем можно довести до трехкратного посещения парной на 10 мин с последующим охлаждением.
Во многих регионах нашей страны широко используется закаливающий эффект русской бани. Основой его является строгое соблюдение контрастного цикла: нагревание - охлаждение - отдых. Формула закаливающего цикла - 1:1:2, т. е. париться и принимать прохладный душ нужно примерно одинаковое время, а отдыхать в два раза дольше. Для детей раннего возраста, только привыкающих к русской бане, достаточно одного цикла. В парильном отделении вначале следует находиться не более 3 - 5 мин, через несколько посещений можно увеличить время до 5 - 10 мин. Вначале охлаждение лучше проводить обливанием, затем холодным душем, позднее - купанием в холодной воде, в том числе и в проруби, обтиранием снегом. Постепенно количество заходов в парную увеличивают до 4 - 5 .
В русской бане часто на раскаленные камни льют не простую воду, а банные коктейли в виде ароматического настоя трав. Например, для антисептического эффекта используют в равных пропорциях мяту, шалфей, тимьян, лист эвкалипта; с успокаивающей целью - тимьян, мяту, душицу, ромашку, березовые почки, зеленую хвою ели; тонизирующее действие оказывают почки тополя (1 часть), цветочные корзинки пижмы обыкновенной (2 части), листья зубовки (1 часть); улучшают дыхание листья березы, дуба, липы, трава душицы, тимьяна.
Широко используют в русской бане веники, причем каждый веник вызывает специфический эффект. Например, березовый веник оказывает болеутоляющее, успокаивающее и бронхолитическое действие, дубовый - успокаивающее, противовоспалительное, липовый - бронхолитическое, мочегонное, а также помогает при головной боли, простудных заболеваниях, пихтовый - помогает при радикулитах, невралгии, ольховый - при миалгии, рябиновый - оказывает возбуждающее действие и т.д.
Контрастное закаливание эффективнее закаливания только холодом. Но есть сторонники и этого метода . Для этого вида закаливания используют обливание из ведра водой температуры 3 - 4°С, купание в ледяной воде в течение 1 - 4 мин в домашней ванне и, как высшую форму закаливания, зимнее плавание, или "моржевание". Страх перед применением этих видов закаливания у взрослых и детей старшего возраста преувеличен из-за незнания и неправильных выводов в крайне немногочисленных научных публикациях. В редких научных исследованиях, посвященных "моржам", объем наблюдений невелик, не обращается внимание на то, что очень часто начинают заниматься этими видами закаливания люди с различными хроническими заболеваниями после безуспешного лечения традиционными медикаментозными методами. Поэтому, конечно, в таких группах выше процент людей с ишемической болезнью сердца, гипертонией, заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и др.
Если родители настаивают на проведении таких видов закаливания, долг медицинского работника состоит не в том, чтобы запретить категорически, так как в большинстве подобных случаев родители все равно их будут проводить, а в том, чтобы настойчиво рекомендовать те правила, о которых было сказано в начале главы, особенно учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и постепенное увеличение дозы раздражающего воздействия.
В заключение необходимо остановиться на так называемых фармакологических методах закаливания. Речь идет об иммуностимуляторах, усиливающих интерферонообразование, таких как продигиозан, левамизол, тимолин, Т-активин и др. Некоторые авторы рекомендуют их использовать для профилактики частых респираторных заболеваний у детей раннего возраста. Но, как правило, научные исследования об эффективности иммуностимуляторов у этой группы детей касаются только иммунологических показателей до и после применения препаратов, в частности снижения уровня IgE, нарастания числа Т-лимфоцитов.
Однако результаты проведенного терапевтического опыта свидетельствуют об отсутствии влияния лечения иммуностимуляторами на уровень и динамику респираторной заболеваемости, в то время как, например, контрастное закаливание уже через год способствует снижение ОРВИ детей раннего возраста в 3,5 раза .